Пт. Апр 19th, 2024

Почему у соковой компании возникли проблемы

Арест активов Eckes-Granini в Европе обусловлен неисполнением решения третейского суда в Москве по спору с Хартманном, с которым компания вместе пыталась развивать бизнес в России.

Читайте на РБК Pro

Активы производителя сока Granini арестовали в Европе из-за суда в России
Почему равнодушная к машинам молодежь начала скупать автомобили

Активы производителя сока Granini арестовали в Европе из-за суда в России
Андрей Трубников: «Есть только лес, и в нем бегают хищники-бизнесмены»

Активы производителя сока Granini арестовали в Европе из-за суда в России
Как Запад остался без официантов и разнорабочих

Активы производителя сока Granini арестовали в Европе из-за суда в России
Можно ли уволить работника за красные носки — пояснения от Роструда

В России Eckes-Granini работала с 2001 года. До 2006-го компания разливала свою марку «Услада» по лицензионному договору на подмосковном заводе «Гутта», затем на предприятии «Нидан Соки». В 2007 году компания, как сообщали СМИ со ссылкой на ее данные, занимала около 2% российского рынка. Но позднее Eckes-Granini продала свою единственную российскую марку дистрибьюторской компании «Раритет» и свернула производство в России, сосредоточившись на поставке сюда премиальных соков в стеклянной таре.

К 2009 году, по данным Euromonitor, которые приводил «Коммерсантъ», доля Eckes-Granini на российском рынке упала до 0,1%. Сейчас в крупнейших российских торговых сетях представлены бренды Granini и Pago. По данным Союза производителей соков, воды и напитков, на все импортные соки сейчас приходится около 5% российского рынка. Основная часть импорта поступает из Польши, Белоруссии и Армении.

Именно Хартманн, как сообщали СМИ, в 2005 году приобрел завод «Гутта» в подмосковных Мытищах — по одной из версий, для того чтобы развивать совместный проект с Eckes-Granini, которая планировала резко увеличить объем продаж в России. Сам Хартманн тогда подтверждал, что стал гендиректором «Гутты».

В 2007 году Хартманн и аффилированные с ним лица, включая «Гутту», заключили со структурами Eckes-Granini соглашение об урегулировании взаимных претензий с арбитражной оговоркой. В 2012 году в отношении «Гутты» была введена процедура наблюдения, а в 2013 году компания была признана банкротом.

Eckes-Granini без письменного уведомления отказалась от услуг его компании в России, до сих пор не оплатила счета и довела компанию до разорения, утверждает через представителя Хартманн.

Эти претензии ничем не обоснованы, возражает представитель Eckes-Granini. Он настаивает, что сотрудничество с бывшим партнером компания прекратила в 2008 году «с согласия всех сторон и в соответствии с договором», поскольку ушла с российского рынка. Партнер, по словам представителя Eckes-Granini, против прекращения контракта «не возражал», и в компании были удивлены, «когда почти десять лет спустя» он предъявил ей претензии.

Что известно про Акселя Хартманна

Уроженец немецкого города Висбаден, Хартманн в 1990-х, как писал «Секрет фирмы», решил заняться бизнесом в России. В частности, в 1997-м он основал компанию AksiS & Co, которая занималась импортом бакалейных товаров и консультировала выходивших на российский рынок международных игроков, в том числе Nestle и Ferrero.

Под руководством Хартманна была создана национальная сеть по продвижению в России молочной и шоколадной продукции из Европы. С 2000 года по июнь 2005-го Хартманн возглавлял российское представительство немецкого производителя молочных продуктов Ehrmann.

В марте 2020 года Хартманн по решению Арбитражного суда Москвы был признан банкротом, в отношении его введена процедура реструктуризации долгов.

Производитель йогурта Fruttis уйдет с российского рынка

Бизнес

Активы производителя сока Granini арестовали в Европе из-за суда в России

Как судились Хартманн и Eckes-Granini

В декабре 2016 года Хартманн в соответствии с оговоркой инициировал разбирательство по немецкому праву и на немецком языке в российском третейском суде по процедуре ad hoс (в отличие от постоянно действующих судов группа арбитров собирается для рассмотрения определенного дела). Ответчиками выступали структуры Eckes-Granini и ее менеджеры.

В мае 2019 года арбитры приняли решение частично удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчиков в пользу Хартманна около €49 млн убытков, процентов в размере 5% годовых на эту сумму, дополнительных расходов истца на разбирательство и т.п.

Не согласившись с решением третейского суда, Eckes-Granini и другие ответчики обратились в Арбитражный суд Москвы для его отмены. В августе 2020 года суд им отказал. Остались без удовлетворения и кассационные жалобы. В феврале 2021 года Eckes-Granini в рассмотрении кассационных жалоб отказал и Верховный суд.

Решение третейского суда «принято с нарушением элементарных юридических норм», утверждает представитель Eckes-Granini. То, что это решение подтверждено государственными судами России, по мнению компании, ничего не меняет, поскольку ни один из этих судов не принял во внимание ошибки третейского суда.

Госдума поддержала реформу третейских судов

Политика

По согласованию с акционерами правление и наблюдательный совет Eckes-Granini решили не исполнять решение третейского суда, заявил представитель Eckes-Granini, добавив, что весной 2020 года компания приняла меры, благодаря которым решение третейского суда в России оценит уже немецкий суд — разбирательство состоится в сентябре 2021 года в Высшем земельном суде Кобленца. Именно в преддверии этого разбирательства и был инициирован арест активов, отмечает представитель Eckes-Granini.

Eckes-Granini пытается уклониться от исполнения судебного решения, в свою очередь заявляет Хартманн.

Отказ от добровольного исполнения решения третейского суда на практике — не редкость, констатирует адвокат Forward Legal Дарья Шляпникова. Сторона, в чью пользу принято решение, может обратиться с заявлением о принудительном исполнении решения арбитража по месту нахождения должника или его активов.

Ответчики могут выдвигать возражения против принудительного исполнения решения — например, они могут заявлять, что арбитраж вынес решение по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения, указывает Шляпникова. Другой, по ее словам, классический аргумент в защиту должников — то, что признание и приведение в исполнение арбитражного решения противоречит публичному порядку страны места исполнения. Поскольку в данном случае арбитраж взыскал с ответчиков убытки около €49 млн с начислением 5% годовых вплоть до оплаты суммы убытков в полном объеме, то должники, защищаясь по месту признания арбитражного решения, рискуют начислением процентов, предупреждает юрист.

Автор

Активы производителя сока Granini арестовали в Европе из-за суда в России

Елена Сухорукова

При участии
Иван Ткачёв, Сергей Соболев

Источник: rbc.ru

от ClearMind