Чтобы грели батареи

362 3

Статья из газеты:
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 18-19 08/05/2019

Для модернизации коммунальных сетей будет разработана новая программа.

Чтобы грели батареи

Комфортно там, где тепло. © /

Shutterstock.com

В прошедшем отопительном сезоне с критическими ситуациями удалось справиться. Правда, в некоторых регионах не всё прошло гладко.

Потребители — вся страна

Итоги отопительного сезона 2018–2019 гг. для объектов электроэнергетики и ЖКХ обсудили на всероссийском совещании, которое провели Минстрой России совместно с Минэнерго России.

Чтобы грели батареи
«Отрасль жилищно-коммунального хозяйства — важнейшая часть территориальной инфраструктуры, — сказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Якушев. — В ЖКХ работают порядка 120 тыс. организаций, а потребителями их услуг является вся страна. Надо сказать, что коммунальная инфраструктура в целом достойно выдерживает отопительный период, и это, без сомнения, заслуга регионов и предприятий отрасли».

Глава Минстроя назвал те регионы, где сезон прошёл с наименьшими проблемами: Белгородская, Ивановская и Новосибирская области, Краснодарский край. Особо на совещании отметили профессионализм специалистов в Самарской области, которые смогли в кратчайшие сроки ликвидировать серьёзную аварию в сетях теплоснабжения.

«Можно сказать, что инцидентов и аварий на всех видах сетей стало меньше. Это говорит о том, что коммунальная система каждый год работает лучше, показатели улучшаются, — подчеркнул Якушев. — И это не может не радовать, хотя мы, конечно, понимаем, что в системе ЖКХ ещё много проблем».

Почему топливо дорого?

Некоторым регионам нормально пережить зиму мешали объективные сложности — к примеру, подорожание топлива накануне отопительного сезона.

«С проблемами поставки топлива на котельные приходится сталкиваться ежегодно, но в этом году ситуация усугубилась существенным ростом стоимости угля, мазута и дизельного топлива во второй половине 2018 г., — пояснил Владимир Якушев. — В связи с нехваткой денег практически полностью прекратилась поставка угля в некоторые котельные в Хакасии и котельные ряда муниципальных образований Еврейской автономной области. Кроме того, с самого начала отопительного периода в связи с нехваткой полувагонов была практически остановлена поставка угля в котельные в Забайкальском крае и Амурской области».

То есть проблемы возникли там, где отопительный сезон длится особенно долго. И Минстрою пришлось решать их буквально в ручном режиме, практически ежедневно контролировать поставки топлива. Но такая ситуация, как подчеркнул министр, — прецедент. Аналогичных за последние пять лет практически не было.

Теперь, пока будет тепло, необходимо решить все вопросы, чтобы не допустить повторения проблем в следующем отопительном сезоне.

«По мазуту таких скачков не будет, а значит, регионы, которые используют топочный мазут, в этом году уже не окажутся в такой ситуации, — заверил глава Минстроя. — Что касается угля, мы сделали соответствующие выводы, и там, где уровень его использования высокий, будем проводить подготовку к отопительному сезону в ином режиме».

За приписки ответят?

Кстати, проблемы в некоторых регионах возникли не только из-за погодных условий и взлетевших цен на топливо — сработал ещё и человеческий фактор.

«Во всех случаях регионы отчитывались о 100%-ном уровне готовности к отопительному периоду, — сказал Владимир Якушев. — То есть по отчётам запасы угля соответствовали нормативным значениям, а денежных средств хватало для обеспечения бесперебойного теплоснабжения».

Уточним: регионы доложили, что на 1 ноября запасы угля у них составляли 121,1% от запланированного объёма, жидкого топлива (мазута и сырой нефти) — 110,6%. А как дошло до дела, то кое-где выяснилось: столь высокие показатели имеются лишь на бумаге.

Минстрой установил, что недостаточными были запасы угля и мазута в Карелии, Крыму, Ульяновской, Кировской и Тверской областях. И теперь ведомство подготовило проект поправок в КоАП, предусматривающий введение ответственности за предоставление недостоверной информации о подготовке к отопительному сезону.

Чтобы грели батареи

Фото: Shutterstock.com

Кому платить?

Ещё одна проблема, с которой приходится регулярно сталкиваться во время отопительного сезона, — давние долги потребителей перед ресурсоснабжающими организациями и платёжная дисциплина в целом.

Так, по состоянию на 1 апреля этого года общая задолженность предприятий ЖКХ перед поставщиками топливно-энергетических услуг превысила 200 млрд руб. При этом оплата коммунальных услуг населением в прошлом году составила 96,7% от общей суммы выставленных платежей. То есть миллиардные долги образовались отнюдь не по вине безответственных жителей страны, которые не хотят платить за тёплые батареи и горячую воду.

«Системными проблемами остаются задолженность организаций коммунального хозяйства за топливно-энергетические ресурсы, задолженность исполнителей услуг перед ресурсоснабжающими организациями, а также фактический уровень платежей за коммунальные услуги. Это наша старая болезнь, и год от года мы видим, что имеем какие-то успехи, но сказать, что серьёзно переломили ситуацию, не можем», — объяснил министр Якушев.

Как считают в Минстрое, решить эти системные проблемы можно, перейдя на прямые платежи — когда деньги конечных потребителей, то есть наши с вами, будут поступать не в управляющие компании, а напрямую поставщикам тепла или воды. На такую систему, кстати, полностью перешли шесть регионов, ещё 31 — частично.

Сколько сетей изношено?

Есть и объективные проблемы, главная из которых — старение основных фондов отрасли. Большая часть объектов эксплуатируется свыше 20 лет, и, конечно, их основное оборудование имеет высокую степень износа и низкую энергоэффективность. Да и фактические технологические параметры весьма существенно отклоняются от проектных значений. А то оборудование, что вводилось в начале 1990‑х, низкого качества, причём это касается и техники, и материалов, и уровня строительных работ. Отсюда и высокая аварийность. Единственное решение — масштабная модернизация коммунальной инфраструктуры.

Только по сетям цифры таковы: протяжённость изношенных на 60% и более сетей теплоснабжения составляет 49 тыс. км, а водоснабжения и водоотведения — почти 330 тыс. км. Для их модернизации планируется разработать отдельную подпрограмму в федеральной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ».

«Мы сейчас активно занимаемся этим, — рассказал на совещании по итогам отопительного сезона Владимир Якушев. — В регионы отправлены необходимые запросы, ждём от них данные. И к 15 мая должны подготовить актуальную программу».

Правда, он посетовал, что информация, предоставляемая регионами, зачастую требует доработки, а цифры не соответствуют действительности.

Где брать деньги?

Конечно, такая глобальная модернизация — удовольствие недешёвое. Но в ближайшие 6 лет отрасль ожидает беспрецедентного финансирования по нацпроектам. На проект «Чистая вода» федеральный бюджет выделит 147 млрд руб., на проект «Оздоровление Волги» — 85 млрд руб. На эти деньги нужно решить важные задачи — в 3 раза сократить сбросы в Волгу неочищенных стоков и обеспечить качественной водой 99% горожан и 90,8% всех жителей страны.

Плюс к этому на программу модернизации коммунального хозяйства только в этом году поступит 13 млрд руб. — их выделит Фонд ЖКХ.

Тем не менее в отрасль необходимо привлекать частные инвестиции, если мы хотим её существенно обновить. Однако при нынешней тарифной политике, как утверждают в Минстрое, это весьма затруднительно. Там обрадовались было начавшейся недавно волне концессионных соглашений, но вскоре увидели, что инвесторы из них начинают выходить. Причина в разных регионах общая: тарифы не покрывают инвестиционных затрат.

Свои предложения о том, как привести бизнес в ЖКХ, специалисты министерства уже прорабатывают с коллегами из Минэкономразвития и Минфина.

«Готовы рассматривать предложения всех заинтересованных ведомств, компаний и экспертного сообщества», — заверяет министр.

Кстати

В Минстрое начали разработку Стратегии развития ЖКХ на период до 2035 г. Она должна быть готова к ноябрю и после принятия стать программой действий для повышения эффективности ЖКХ.

Уже известно, что в стратегии будут представлены несколько ключевых направлений развития отрасли: оценка технического состояния, техническое регулирование, привлечение инвестиций, управление жилищным фондом, городская среда, подготовка кадров.

Министерство приглашает всех, кто в теме, принять участие в публичных обсуждениях документа.

Источник: aif.ru

3 комментария

  1. Thanks a lot for sharing this with all of us you actually understand what you are speaking approximately!

    Bookmarked. Please additionally consult with my
    web site =). We may have a link exchange contract among us

  2. Do you mind if I quote a few of your articles as long as I
    provide credit and sources back to your site? My blog is in the very same niche as yours and my users would certainly benefit from some of the information you present here.
    Please let me know if this okay with you. Appreciate it!

  3. It’s perfect time to make some plans for the longer term and it is time to be happy.
    I’ve learn this put up and if I may just I want to counsel you few fascinating things or
    tips. Maybe you can write subsequent articles relating to this
    article. I want to read even more things approximately it!

Отставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

2 × один =